ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.
Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.
Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.
При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.
Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.
В настоящее время в целях использования в образовательном процессе заданий для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся на федеральном уровне предлагаются следующие ресурсы, включающие фиксацию частоты посещений:
- электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru (для учителей и обучающихся), руководство пользователя которым представлено в Приложении;
- ресурсы ФГБУ "Федеральный институт педагогических измерений", открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся (7-9 классы), сформированный в рамках Федерального проекта "Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских проверочных работ и формирование банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности": https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoygramotnosti;
- банк заданий сетевого комплекса информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте "Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся" (http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/), который включает в себя материалы для обучающихся 5-9 классов и учителей по следующим направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, глобальные компетенции, финансовая грамотность, креативное мышление.
В целях наибольшего охвата участников образовательных отношений информационно-разъяснительной работой по вопросу развития функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций в системе "Сетевой город. Образование" на "Доске объявлений", официальном сайте министерства, а также на страницах официальных аккаунтов ведомства в социальных сетях публикуются информационные материалы для учителей, обучающихся и родителей (законных представителей) обучающихся. Информационные материалы доступны для скачивания по ссылке: https://minobr.krasnodar.ru/presscenter/news/uroven-funktsionalnoy-gramotnosti-shkolnikov-odin-iz-pokazateley-kachestva-obrazovaniya/.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ:
Демонстрационные материалы
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности
Уроки формирования функциональной грамотности
Примеры открытых заданий PISA
Практические рекомендации "компетенции "4к": формирование и оценка на уроке"
Руководство пользователя
Банк тренировочных заданий для оценки естественнонаучной грамотности
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕТЫ
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
Письмо МОНиМП КК от 11.10.2021 г. № 22936/21 "О развитии функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях"
Письмо МОНиМП КК от 26.12.2022 № 01-20/6769 "О направлении приказа"
Приказ МОН И МП КК от 23.12.2022 г. № 708 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности педагогических работников общеобразовательных организаций Краснодарского края"
Письмо МОНиМП КК от 23.09.2021 № 47-01-13-21257-21 "О направлении приказа"
Приказ МОН И МП КК от 20.09.2021 г. № 2979 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся"
Методические рекомендации О развитии функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДОКУМЕТЫ
Приказ УО от 09.12.2021 № 614 "О внесении изменений в план мероприятий по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций муниципального образования Новокубанский район на 2021-2022 учебный год"
Приказ УО от 12.10.2021г. № 471 "О реализации плана мероприятий по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций"
ШКОЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Приказ от 31.08.2022 № 338 "Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся"
Приложение к приказу от 31.08.2022 № 338 "План мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2022-2023 учебный год"
Приказ от 30.12.2022 № 159 "Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся"
Приложение к приказу от 12.10.2021 № 66 ""План мероприятий (дорожная карта) по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год"
Приказ от 15.12.2021 № 106 "О внесении изменений в приказ от 12.10.2021 № 66 "Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся"
Приложение к приказу от 15.12.2021 № 106 "План мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год"
|